Особенности эксплуатации и технического обслуживания тормозной системы
Каждый водитель должен внимательно следить за состоянием тормозных шлангов. При появлении трещин либо иных механических повреждений их следует немедленно заменить. Ведь если лопается тормозной шланг, вытекает тормозная жидкость и тормозная система становится неработоспособной. При техническом обслуживании деталей, узлов и механизмов тормозной системы нельзя использовать органические растворители (керосин, бензин, уайт-спирит и т. п.), поскольку они разъедают резину.
Также не допускается применение острых и твердых инструментов. В случае необходимости пользуйтесь маленьким деревянным бруском и чистым куском материи, предварительно смочив ее в тормозной жидкости или в спирте. Обязательно обращайте внимание на то, как ведет себя автомобиль при торможении. В частности, если при нажатой педали тормоза слышен шум, вероятно, износились тормозные колодки и их пора заменить. Если ощущается вибрация, возможно, загрязнились тормозные механизмы, неравномерно износились тормозные диски (барабаны) либо лопнула одна или несколько стяжных пружин барабанных тормозных колодок. Иногда при торможении автомобиль немного ведет в какую-то сторону. В таком случае проверьте состояние тормозных цилиндров и колодок: возможно, на каком-то колесе вышел из строя цилиндр (заклинило поршень и др.) либо тормозные колодки износились больше, чем на других колесах.
Также может быть, что на каком-либо колесе тормозные колодки просто замаслились — в этом случае их необходимо промыть. Если тормозная педаль слишком «мягкая» (то есть при нажатии оказывает слабое сопротивление, иногда даже может упираться в пол), видимо, в систему попал воздух или наблюдается утечка тормозной жидкости (нередко эти явления происходят одновременно). Проверьте состояние тормозных шлангов и цилиндров, найдите место утечки, замените неисправные детали и обязательно прокачайте тормоза. Если утечки нет и воздух попал в систему каким-то другим образом, тоже необходимо прокачать тормоза.
Также может быть, что слишком сильно износились тормозные колодки (вернее, их накладки) — в таком случае их следует заменить. Тормоза нужно прокачивать и в том случае, если изначально «мягкая» тормозная педаль «твердеет» после нажатия на нее несколько раз подряд.
ВНИМАНИЕ Полное торможение автомобиля должно совершаться после того, как водитель один раз нажмет на педаль тормоза примерно на половину ее хода. При этом должно чувствоваться заметное сопротивление педали к концу хода.
Полное растормаживание автомобиля после того, как водитель отпустил педаль тормоза, должно происходить очень быстро. Это можно определить по тому, насколько хорошо и свободно автомобиль идет «накатом» после того, как педаль тормоза отпущена. Иногда бывает так, что тормозная педаль внезапно становится слишком тугой. Это нормальное явление при неработающем двигателе, поскольку вакуумный усилитель тормозов без него тоже работать не будет. По этой причине следует соблюдать предельную осторожность при буксировке автомобиля с неработающим двигателем. Если подобное явление наблюдается при работающем двигателе, значит, вышел из строя вакуумный усилитель тормозов.
При любых неисправностях тормозной системы («мягкая» педаль тормоза, подтекание тормозной жидкости, потрескавшиеся тормозные шланги, заклинивание тормозных цилиндров и др.) следует немедленно выполнять необходимый ремонт. ПДД запрещает движение на автомобиле с неисправной тормозной системой. Категорически запрещается эксплуатировать автомобиль при нарушении герметичности системы гидравлического привода тормозов. Даже минимальное подтекание может стать причиной лопнувшего шланга (например, при сильном и резком нажатии на педаль тормоза). В этом случае тормозная жидкость моментально выльется из системы и остановить автомобиль будет очень сложно.
Есть определенные требования и к стояночной системе автомобиля, при несоблюдении которых запрещается его эксплуатация. В частности, стояночная система должна обеспечивать неподвижное состояние транспортного средства с полной нагрузкой на уклоне до 16 % включительно, а легкового автомобиля в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 % включительно. Автомобиль в снаряженном состоянии полностью заправлен эксплуатационными жидкостями и материалами, укомплектован штатным инструментом и запасным колесом, в салоне находится только водитель. Автомобиль с полной нагрузкой — это снаряженный автомобиль, в котором находятся водитель и все пассажиры в соответствии с конструктивно предусмотренным количеством мест, а в багажнике — 50 кг груза. При выходе из строя тормозной системы автомобиля дальнейшее движение категорически запрещается. Для транспортировки такого автомобиля придется прибегнуть к буксировке с помощью эвакуатора.
Каждый водитель должен внимательно следить за состоянием тормозных шлангов. При появлении трещин либо иных механических повреждений их следует немедленно заменить. Ведь если лопается тормозной шланг, вытекает тормозная жидкость и тормозная система становится неработоспособной. При техническом обслуживании деталей, узлов и механизмов тормозной системы нельзя использовать органические растворители (керосин, бензин, уайт-спирит и т. п.), поскольку они разъедают резину. Также не допускается применение острых и твердых инструментов. В случае необходимости пользуйтесь маленьким деревянным бруском и чистым куском материи, предварительно смочив ее в тормозной жидкости или в спирте. Обязательно обращайте внимание на то, как ведет себя автомобиль при торможении. В частности, если при нажатой педали тормоза слышен шум, вероятно, износились тормозные колодки и их пора заменить. Если ощущается вибрация, возможно, загрязнились тормозные механизмы, неравномерно износились тормозные диски (барабаны) либо лопнула одна или несколько стяжных пружин барабанных тормозных колодок. Иногда при торможении автомобиль немного ведет в какую-то сторону. В таком случае проверьте состояние тормозных цилиндров и колодок: возможно, на каком-то колесе вышел из строя цилиндр (заклинило поршень и др.) либо тормозные колодки износились больше, чем на других колесах. Также может быть, что на каком-либо колесе тормозные колодки просто замаслились — в этом случае их необходимо промыть. Если тормозная педаль слишком «мягкая» (то есть при нажатии оказывает слабое сопротивление, иногда даже может упираться в пол), видимо, в систему попал воздух или наблюдается утечка тормозной жидкости (нередко эти явления происходят одновременно). Проверьте состояние тормозных шлангов и цилиндров, найдите место утечки, замените неисправные детали и обязательно прокачайте тормоза. Если утечки нет и воздух попал в систему каким-то другим образом, тоже необходимо прокачать тормоза. Также может быть, что слишком сильно износились тормозные колодки (вернее, их накладки) — в таком случае их следует заменить. Тормоза нужно прокачивать и в том случае, если изначально «мягкая» тормозная педаль «твердеет» после нажатия на нее несколько раз подряд.
ВНИМАНИЕ Полное торможение автомобиля должно совершаться после того, как водитель один раз нажмет на педаль тормоза примерно на половину ее хода. При этом должно чувствоваться заметное сопротивление педали к концу хода.
Полное растормаживание автомобиля после того, как водитель отпустил педаль тормоза, должно происходить очень быстро. Это можно определить по тому, насколько хорошо и свободно автомобиль идет «накатом» после того, как педаль тормоза отпущена. Иногда бывает так, что тормозная педаль внезапно становится слишком тугой. Это нормальное явление при неработающем двигателе, поскольку вакуумный усилитель тормозов без него тоже работать не будет. По этой причине следует соблюдать предельную осторожность при буксировке автомобиля с неработающим двигателем. Если подобное явление наблюдается при работающем двигателе, значит, вышел из строя вакуумный усилитель тормозов. При любых неисправностях тормозной системы («мягкая» педаль тормоза, подтекание тормозной жидкости, потрескавшиеся тормозные шланги, заклинивание тормозных цилиндров и др.) следует немедленно выполнять необходимый ремонт.
ПДД запрещает движение на автомобиле с неисправной тормозной системой. Категорически запрещается эксплуатировать автомобиль при нарушении герметичности системы гидравлического привода тормозов. Даже минимальное подтекание может стать причиной лопнувшего шланга (например, при сильном и резком нажатии на педаль тормоза). В этом случае тормозная жидкость моментально выльется из системы и остановить автомобиль будет очень сложно. Есть определенные требования и к стояночной системе автомобиля, при несоблюдении которых запрещается его эксплуатация. В частности, стояночная система должна обеспечивать неподвижное состояние транспортного средства с полной нагрузкой на уклоне до 16 % включительно, а легкового автомобиля в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 % включительно. Автомобиль в снаряженном состоянии полностью заправлен эксплуатационными жидкостями и материалами, укомплектован штатным инструментом и запасным колесом, в салоне находится только водитель. Автомобиль с полной нагрузкой — это снаряженный автомобиль, в котором находятся водитель и все пассажиры в соответствии с конструктивно предусмотренным количеством мест, а в багажнике — 50 кг груза.
При выходе из строя тормозной системы автомобиля дальнейшее движение категорически запрещается. Для транспортировки такого автомобиля придется прибегнуть к буксировке с помощью эвакуатора.