Контрольно-измерительные приборы современного автомобиля

Контрольно-измерительные приборы предназначены для оперативного информирования водителя о состоянии важных узлов и агрегатов автомобиля, текущем скоростном режиме, наличии топлива, пройденном пути и т. д.

Контрольно-измерительные приборы, как правило, находятся прямо перед водителем — на специально предназначенной панели приборов (приборном щитке), которая располагается сразу за рулем (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Панель приборов

Панель приборов стандартного современного автомобиля включает в себя:

  • контрольные лампы;
  • счетчики пробега (отдельно — общий и суточный);
  • датчик температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобиля;
  • спидометр;
  • датчик уровня топлива;
  • указатель оборотов работы двигателя.

ВНИМАНИЕ
Для всех без исключения контрольно-измерительных приборов дей ствует одно важное правило: при работающем двигателе ни в коем случае не допускается свечение любой красной лампочки (индикатора) либо нахождение стрелки любого указателя в красном секторе. Это свидетельствует о наличии серьезных неполадок в соответствующем агрегате, и до их устранения ехать дальше (или начинать движение) категорически запрещается.



Контрольные лампы информируют водителя о состоянии узлов и агрегатов, а также о включении тех  либо иных приборов и механизмов.

Например, когда водитель включает зажигание, загораются красные лампы зарядки аккумуляторной батареи и давления масла в системе смазки двигателя, которые должны погаснуть после запуска мотора. Если автомобиль заблокирован стояночной тормозной системой, то на приборном щитке при включенном зажигании, а также при работающем моторе будет гореть соответствующая красная лампочка, которая погаснет только после снятия автомобиля с «ручника».

При включении ближнего или дальнего света фар на панели приборов загораются соответствующие лампы (для ближнего света — зеленого, а для дальнего — синего цвета). При включении указателей поворотов, а также аварийной световой сигнализации на приборном щитке начинает моргать соответствующая лампа, причем это сопровождается щелчками.

Счетчики пробега отображают количество пройденных автомобилем километров: общий счетчик показывает общий пробег за все время, а суточный — пробег только за определенное время. Показания общего счетчика вручную изменить невозможно, а показания суточного счетчика можно обнулить с помощью расположенной на нем кнопки.

СОВЕТ
Суточный счетчик удобно использовать для измерения конкретных расстояний (например, от дома до дачи), а также для контроля расхода топлива.



Датчик температуры охлаждающей жидкости показывает, нормально ли работает система охлаждения двигателя. Рабочая температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80–90 °С. Если стрелка датчика «заползла» в красную зону — значит, температура жидкости приближается к 100 °С либо уже достигла этой отметки; в этом случае необходимо срочно заглушить двигатель и дать ему остыть. При слишком холодном двигателе ехать также не рекомендуется.

Спидометр — это прибор, который информирует водителя о текущем скоростном режиме. Показания данного прибора важны для выбора правильной скорости.

Датчик уровня топлива информирует водителя о количестве топлива, имеющегося в топливном баке в данный момент. Когда топлива остается слишком мало, стрелка приближается к красному сектору, а во многих машинах при этом дополнительно загорается лампа.

Тахометр — прибор, который показывает, какое количество оборотов в минуту совершает коленвал двигателя при текущем режиме.